ВыходВход

Меню сайта

Категории каталога
Ашариййа [6]
акыйда имама аль Ашари(ра)
Матуридийа [0]
акыйда имама Матуриди
Ответ салафитам [6]
Ответ шиитам [2]
Ответ ахль уль китаб [0]
Разное [4]

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 60

Каталог статей
Вы вошли как Гость

» Статьи » Акыйда » Ответ салафитам

Ложность идеи "безначальности цепи сотварения" (тасальсуль)
Представляем вниманию читателя сообщества небольшой отрывок из "тахкыка" шейха Саида Фуды, хазфизахуллАх, на книгу "Рисалятун фи радд аля ибн Таймия фи масаляти хаваадисы ля ауваля ляхаа" имама Абдул-Ваххаба ал-Ихмими ал-Мысри Шафии, рахимахуллАху Тааля ,который раскрывает ложность идеи безначальности непрерывной цепи сотварения (тасальсуль).

"Всякий, кто искренне относит себя к религии Ислам никак не должен противоречить вероубеждению, что Всевышний Аллах - Первый (ал-Ауваль). Из такого вероубеждения следует в свою очередь, что бытию всякой сотваренной Аллахом вещи должно обязательно предшествовать начало (ал-бидая). И в это также обязательно верить муслиму, ибо именно эта акыда(о начале сотварения) необходимо ведет к вероубеждению, согласно которому Всевышний Аллах предстает, как абсолютно свободный Деятель, делающий и творящий согласно Своему свободному желанию. И исходя из того, что Он творит и делает согласно Своему свободному желанию следует, что сотваренные Им вещи необходимо должны иметь начало. Поэтому нельзя человеку (если он не хочет впасть в ошибку)говорить, что Аллах Тааля создает через свое свободное желание,утверждая при этом безначальность творения Его, будь то по отношению к отдельному субьекту или по отношению ко всей цепи (ан-нау). Ведь именно по этой причине отнесли ученые "Ахль Сунны" философов к "куфру", которые полагали, что Аллах Тааля неотделен (по необходимости) от действия Своего - что, однако, не мешало им называть Бога Творцом (ал-Халик) и Могущественным (ал-Кадир) - желая сказать этим, что действие необходимо сопуствует Ему (или неотделено от Него), да возвысится Он от того, что приписывают Ему.
Слова "действие Аллаха необходимо сопутствует Ему" означают, что действие Аллаха исходит от Него без Его свободного волеизволения и желания или по необходимости. Последнее в свою очередь означает, что даже если предположить, что действие Аллаха исходит от Него согласно желанию Его, Он все равно является несвободным и принужденным (маджбуур) делать и творить вещи.
Нет сомнения в ложности каждой из этих двух идей, как нет сомнения в "куфре" исповедующего их. Опираясь на вышесказанное, мы можем познать общее правило, которое (в свою очередь) образует частный постулат (охватывающий одну из частей общего правила. Его называют "ад-добит").
Смысл этого правила следующий: "Всякий делающий, которому необходимо присуще действие, есть действующий без свободного желания и воли или является принужденным к совершению действия, что в обоих случаях является очевидным недостатком, которым никак не может характеризоваться Аллах Тааля.
Поэтому (что касается случая ибн Таймии, рахимахуллАх), то мы показали (и доказали в своем месте), что он говорит по этому вопросу следующее:

1. Невозможно вообразить себе, чтобы Всевышний Аллах когда-нибудь находился в одиночестве без наличия вместе с Ним сотваренных вещей. Т.е., если познал ты, что Аллах Тааля существует, то становится обязательным верить тебе в существование сотваренного наряду с Аллахом, без относительно является ли это сотваренное "хаадисом" (имеющим начало ) или "кадимом" (не имеющим начало). Ибн Таймия, однако, заявляет о своем отрицании существования отдельного субьекта, чье-бы бытие не имело начало.

2. Он (ибн Таймия) утверждает, что Аллах Тааля делает, что-либо только согласно Своему свободному желанию, являясь Создателем всех сотваренных вещей (создание которых имеет место в вечности и без начала).
Однако невозможно вообразить себе (согласно идее ибн Таймии), что Аллах Тааля может находиться один после уничтожения созданного Им мира(т.е. согласно представлению ибн Таймии, рахимахуллАх, Всевышний Аллах не может не быть неделающим, ибо это неделание и несозидание есть изьян и недостаток, которые следует отрицать от Аллаха.
Исходя из этого, Всевышний по необходимости постоянно творит и уничтожает сотваренные Им миры. При этом перед тем как уничтожить какой-либо из миров Он сотваряет всместе с ним новый мир и только после сотварения нового уничтожает мир старый.)
Таким образом Аллах (согласно мнению ибн Таймии) творит постоянно, непрерывно и никогда не находится один без сопутсвующего бытию Его творения.

3.Мы показали также (в своем месте), что ибн Таймия исповедует, что бытие сотваренных вещей (т.е. постоянное создание Аллахом Тааля миров) есть неободимое и обязательное условие совершенства Его. При этом мы знаем об общем правиле указывающем на то, что всякое качество являющееся совершенством для Аллаха Тааля (или указывающее на совершенство Его) должно быть обязательно придано Ему. И ибн Таймия не противоречит смыслу этого правила. Поэтому опираясь на это правило (об обязательном утверждении по отношению к Аллаху "сифатов" совершенства), он (ибн Таймия)говорит, что создание сотваренных вещей (даже если это создание осуществляется в виде непрерывной цепи сотварения(тасальсуль)) является обязательным (для Аллаха), ибо само наличие сотвареного мыслится им, как совершенство, которое следует утверждать по отношению к Всевышнему Аллаху. При этом данное следствие (т.е. обязательность сотварения или делания), как мы убеждены, логически вытекает из слов его, хотя он может и не признавать этого следствия, бежать от него и потом постоянно заявлять, что Аллах (у него) творит и делает согласно Своему свободному желанию и воле.
Однако мы отвечаем на это, что сотварение через свободное волеизволение и желание очевидно противоречит идее об обязательном и необходимом сотварении через свободное желание, ибо идея указывающая на то, что Аллах Тааля создает согласно Своему свободному желанию, но при этом необходимо должен создавать (сотваренное) опять-таки через Свое свободное желание - эта идея по сути своей ничем не отличается от идеи, что Аллах Тааля принужден к сотварению вещей и никак не может освободится от Себя, как от постоянно Делающего. Нет сомнения, что подобные слова есть чистое заблуждение. Отсюда эти слова ибн Таймии становятся очень похожими на слова философов (зявляющих, что действие Аллаха необходимо присуще Ему и исходит от Него по необходимости без Его свободного желания).
Так, например, философы утверждают, что сотваренные вещи необходимо эманировали из божественной сущности. При этом это не мешает им называть Аллаха абсолютно Могущественным (ал-Кадир). В свою очередь ибн Таймия говорит, что Аллах Тааля не может освободится от Своего Бытия Постоянно Сотваряющего. Другими словами не может не быть несоздающим миры один после другого. Постоянное делание является обязательным для Аллаха, ибо оно (постоянное делание) мыслится им, как одно из совершенств Бога. При этом он говорит следующее: "Всевышний Аллах творит (или является Творцом) согласно Своему свободному волеизволению и желанию."
Однако мы знаем, что даже если философы и называют Аллаха Могущественным (ал-Кадир) - это все-таки не то Могущество (ал-кудра), которое следует утверждать по отношению к Аллаху, ибо могущество (о котором говорят философы)в действительности есть немощь и слабость. И мы знаем тоже, что даже если ибн Таймия называет Аллаха "муридом" (свободно изволяющим и желающим) по отношению к вещам, это все-таки не то свободное желание (ал-ирада), которое обязательно нужно утверждать по отношению к Аллаху Тааля, ибо желание это есть в действительности несвобода и принуждение (ал-джабр).
Таким образом обозначились (в том, что касается следствий) точки соприкосновения между идеями ибн Таймии и философов. Что же касается имама Абул-Хасана Ашари, рахимахуллах, то он с самого начала убежден, что Аллах творит согласно Своему свободному волеизволению и желанию, что Он Всевышний был и не было с Ним ничего, потом создал Он миры, что, наконец, абсолютно всякая созданная Им вещь имеет начало (в чем нет сомнения) и что безначальность цепи сотваренного (уходящей в прошлое) - никак невозможна. Отсюда, согласно такому представлению, совершенно законно говорить, что Аллах Тааля - Могущественен и что Он делает и творит через Свое свободное желание, что Он - "Мухтаар". Смысл имени "ал-Мухтаар" в данном контексте означает, что Всевышний Аллах, если желает - делает, а если желает - не делает (оставляет делание).
При этом идею о свободном оставлении Аллахом сотварения (или делания) можно представить себе, только, если опираться на представление мазхаба имама Абул-Хасана Ашари, рахимахуллАх или, если опираться на представления других мазхабов, но никак не на мазхаб ибн Таймии. Имам Ашари ясно говорит также, что создание Аллахом вещей никак не дает Ему совершенства (или не связано с Его совершенством), что бытие сотваренного - это совершенство связанное только с сотваренным, но не совершенство связанное с Аллахом Тааля (как утверждает это ибн Таймия).
Из всего вышесказанного мы можем познать также, что основа мазхаба ашари - это последовательное утверждение абсолютной свободы и могущества по отношению к Всевышнему. Отсюда логическим следствием противоречия этому мазхабу станет отрицание свободного волеизволения Аллаха Тааля и Его Могущества..."

Источник: http://community.livejournal.com/ansari_shariata/53289.html

Категория: Ответ салафитам | Добавил: ahlisunna (2006-11-19) | Автор: Махди Шамсуддин
Просмотров: 1786 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

 

Хостинг от uCoz