Представляем вниманию читателей сообщества перевод еще одной главы из книги "Ан-Накд ват таквиим" шейха Саида Фуды, хафизахуллАх, которая затрагивает тему толкования "сифатов", внешний смысл которых указывает на части и органы тела: "Что касается "сифатов" Аллаха Тааля, а также тех разногласий, которые имеют место в понимании и толковании их, то вкратце можно сказать, что, как ашариты, так и матуридиты абсолютно отрицают в отношении к Аллаху качества сотваренного и в частности "сифаты" присущие телу, как , например, ограничение(хадд), размер(микадаар), движение или перемещение из точки в точку(харакя), возможность нахождения в пространстве(хайиз), сторону (джиха), части и органы тела(аджзаа), подверженность воздействию и влиянию со стороны другого. Те же, кто противоречат ашаритам и матуридитам - утверждают все вышеобзначенные качества по отношению к Всевышнему Аллаху. При этом следует отметить, что не является главным пунктом разногласия (между ашария и "муджассима") - одно признание того или иного "сифата" Аллаха, который утвержден в Куране и Сунне. Отсюда, если бы признали "муджассима" вышеобозначенные "сифаты" тварного недействительными и неприложимыми в отношении Аллаха Тааля, то противоречие между нами перестало бы существовать. Неверно думать, что вся суть этого разногласия заключается в одном признании наличия или отсутствия у Аллаха Тааля лика или руки. Ибо очень многие ашариты сказали, что у Аллаха есть лик и рука. Однако суть разногласия не в этом, а в том является ли лик (который утверждают по отношению к Аллаху) телесным, состоящим из органов и частей? Позиция всех алимов-ашаритов здесь однозначна и заключается в полном отрицании телесности лика Всевышнего Аллаха. В то время, как все абсолютно антропоморфисты, которые противоречат ашария, совсем не отрицают, что лик Аллаха - телесен и состоит из органов и частей. Что же касается толкования слова "ал-истива", то антропоморфисты толкуют его, как восседание, занимание места, буквальное утверждение на троне. Тогда как ученые-ашариты говорят: "Нет никакого вреда, чтобы утверждать в отношении Аллаха "ал-истива". Больше того: является обязательным утверждать "ал-истива", однако без того, чтоб понимать под этим термином нахождение Аллаха в определенной точке пространства или Его буквальное восседание или водружение на троне, как утверждают это представители акыды "таджсиим"(уподобления)." И если дело обстоит таким образом, то кто ближе к истине? Тот, кто исповедует абсолютное неподобие (танзиих) Аллаха Тааля сотваренному или кто утверждает по отношению к Нему "сифаты", присущие созданию?! Что же до заявления "муджассима" о том, что ашариты де утверждают в отношении Всевышнего Аллаха только 7,8 или другое кол-во "сифатов", то это есть явная клевета на них. Ибо все алимы-ашариты согласились на том, что все абсолютно совершенства Аллаха Тааля, которые заключены в "сифатах" Его, невозможно исчислить, так как эти совершенства не могут иметь какой-либо границы или предела. Однако, что касается строго определенного кол-ва "сифатов" упоминаемого в книгах по акыде, то оно не заключает в себе абсолютно все имеющиеся качества Аллаха, но только установлено для разъяснения и указания на тот минимум, который должен знать каждый "мукалляф" для действительности своего "имана" и правильности своего ислама. Ведь Аллах Тааля не обязывал нас знать абсолютно все "сифаты" Его и имена, ибо такое обязательство не представляется возможным исполнить."
Источник: http://community.livejournal.com/ansari_shariata/54644.html |