Смысловое разнообразие - это одна из текстовых особенностей Корана и Сунны. Законы же Ислама выводятся как из самого текста, т.е. на основании его смысла, так и с помощью других способов. Эти способы исламские правоведы называют "адилляту", т.е. способы аргументации. Что же является третьим по важности и законодательной силе аргументом, после Корана и Сунны? Это аль-иджма. В переводе с арабского это означает "единодушие" или "согласие". Определение аль-иджма таково: "Единодушное согласие сподвижников Пророка или ученых по тому или иному положению исламского права". Основанием для этой законодательной силы являются тексты Корана и Сунны. Однажды имама Аш-Шафии спросили: "Есть ли в Коране доказательства того, что аль-иджма является аргументом?". Чтобы ответить на этот вопрос, имаму пришлось несколько раз перечитывать Коран, пока он не обратил внимание на следующий аят: "А если кто-нибудь выступает против Посланника и не следует путем верующих, после того как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в ад. А это скверное пристанище!" (Коран, сура 4:115) А Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Коль моя умма объединится на одном мнении, то оно не может быть ошибочным". (Ибн Маджа ) В другом хадисе сказано: "Все, что мусульмане посчитали добрым, - доброе и у Аллаха". (Ахмад) Следует сказать, что ни один из четырех имамов - основоположников мазхабов не пренебрегал мнениями остальных ученых, особенно если это касалось ученых из определенных регионов, таких как Медина, Куфа и Ирак. Как же может эта умма - будучи единой - ошибиться, если Всевышний назвал ее в Коране "общиной, свидетельствующей обо всех других общинах в этом мире и мире будущем". Есть такие вопросы, по которым мусульманские ученые едины во мнении. Например: обязательность пятикратной молитвы, разрешение на протирание носков при ритуальном омовении вместо омовения ног, или же оценка всех дел сообразно намерению и в соответствии с Шариатом Однако может быть и так, что один из ученых заявил о наличии аль-иджма по определенному вопросу, но другой ученый с ним не согласился, посчитав, что этот вопрос по-прежнему остается спорным. Но в данном случае разногласие между ними касается не статуса аль-иджма как такового, а его достижения по какому-то конкретному вопросу. Почему это так важно знать? Потому что если по какому-то конкретному вопросу аль-иджма достигнута, этот вопрос уже имеет твердое правовое заключение и не подлежит обсуждению, как если бы соответствующий закон был буквально написан в Коране или Сунне. Поэтому ученые говорят: "Человек, занимающийся иджтихадом (выведением исламских фатв посредством рассуждения, при тщательном исследовании первоисточников), должен знать все ранее достигнутые аль-иджма, чтобы по ошибке не рассматривать снова те же вопросы. Они уже не являются спорными и не подлежат обсуждению". И, разумеется, есть сборники, составители которых включили в них те решения, заключенные достижением аль-иджма, которые им удалось собрать. Например, книги Ибн Хамзы, Ас-Суюти и др. Есть ли те, кто не согласен с законодательной силой аль-иджма исламской уммы? Да. Некоторые ограничивались аль-иджма, достигнутым только в период сподвижников Пророка (мир ему и благословение), например, приверженцы захиритского мазхаба.Некоторые шиитские мазхабы, например, исмаилитский и джафаритский, вообще не признали аль-иджма в качестве источника права. Однако официальным подходом всех нынешних суннитских ученых является бесспорное признание аль-иджма как одного из источников фикха. Следующим методом аргументации является аль-кыяс, что переводится как "суждение по аналогии". Что же является основами для аль-кыяса? Их четыре. Первая основа - это тексты Корана или Сунны, содержащие какой-либо закон. Вторая основа - это закон или положение, непосредственно проистекающее из данного текста. И этот закон касается конкретных действий или ситуаций. Третья основа - смысловая, когда текст разъясняет смысл того или иного закона, т.е. для чего именно он был установлен. Смысл закона в шариате обозначается термином "и`илля". Иногда смысл явен и ученому не трудно его определить. Например, это может быть обозначено словами "для этого мы установили", "поэтому", "из-за этого" и т.д. Как в аяте о необходимости уплаты закята, где сказано: "...дабы это имущество не досталось только богатым среди вас" (Коран, 59:7).Хотя этот аят и был ниспослан только применительно к военной добыче, смысл здесь такой же, как и в закяте, т.е. распределение имущества среди всех членов общества. Или в другом месте, по причине того, что агрессивность и стремление угнетать характерны людям, в Коране сказано: "... Мы предписали, ктo yбил дyшy нe зa дyшy или нe зa пopчy нa зeмлe, тoт кaк бyдтo бы yбил людeй вcex" (Коран, 5:32), т.е. должен быть убит. Однако чаще всего конкретный смысл не указан буквально и его приходится искать. Причем следует отметить, что выяснение смысла, на котором зиждется закон в таких случаях, является делом непростым и составляет, по сути, две трети иджтихада. Например: однажды один бедуин пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему, что совершил половой акт днем в месяц Рамадан. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил ему, что следует делать, дабы очиститься от греха. Однако в чем же смысл указания Пророка? Здесь ученые поступают так: они собирают все характерные черты конкретной ситуации и отбрасывают те из них, которые не могут являться причиной закона. Применительно к приведенному выше хадису это будет выглядеть так: он бедуин, его имя такое-то, он совершил половой акт с женой, он сделал это днем в месяц Рамадан. Здесь вполне понятно, что причиной наказания были две последние характерные черты данной ситуации, а вовсе не то, что он бедуин с таким-то именем. Однако зачастую определить смысл было трудно, и именно здесь проявлялись великие умы исламских богословов. А поскольку все это требовало от ученых нестандартных подходов, когда они вынуждены были пускать в дело весь свой ум, мудрость и смекалку,то в поиске смысла закона они приходили к различным выводам. Вот что сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), разъясняя смысл, на котором основан запрет на неравный обмен предметов одного вида: "Золото на золото, равное на равное, из рук в руки, а излишек, запрещенная надбавка (т.е. риба); серебро на серебро, равное на равное, из рук в руки, а излишек, запрещённая надбавка; пшеницу на пшеницу, из рук в руки, а излишек, запрещенная надбавка; ячмень на ячмень, равное на равное, из рук в руки, а излишек, запрещенная надбавка; финики на финики, равное на равное, из рук в руки, а излишек, запрещенная надбавка╩. (Тирмизи) Ученые, обратившись к этому хадису, занялись поиском основы, из которой проистекает запрет на данные операции. Имам Абу Ханифа пришел к мнению, что проблема здесь заключается в обмене предметами, которые 1) обычно при продаже подлежат взвешиванию и принадлежат к одному виду, т.е. являются однотипными. И если два предмета являются однотипными и при продаже подлежат взвешиванию, их следует обменивать только в равном объеме. Имам Шафии посчитал основой (смыслом) закона следующее: это касается обмена продуктов питания или дорогих металлов (то есть золото или серебро), даже если их не продают по весу. Другие же сказали, что "...все это касается еды, коль она идет по весу" (т.е. касается только таких продуктов питания, которые продают на вес). Отсюда можно видеть, что ученые по-разному подошли к толкованию одного и того же текста. Это, несомненно, повлияет на выведение закона о разрешении или запрете на ту или иную операцию по обмену товарами и т.д. Четвертая основа аль-кыяса- это ситуации, возникшие после завершения ниспослания божественного Откровения. И здесь решения невозможно принимать только лишь на основании текстов Корана или Сунны, поскольку эти ситуации в них непосредственно (буквально) не затронуты. В таком случае муджтахид, или правовед-муфтий, всесторонне проанализировав ситуацию, подбирает закон в одном из текстов, основанных на том же самом смысле. Например, в предыдущем хадисе не был упомянут цемент, однако с точки зрения Абу Ханифы этот хадис гласит о запрете обмена всех взвешиваемых при продаже или однотипных предметов в том случае, если обмениваемое разнится по весу. Следовательно, менять 1 т цемента одной марки на 1,1 т цемента другой марки будет запрещено. А по мнению имама Шафии, этот хадис касается только тех предметов, которые используют в пищу, и не является основанием для запрета подобной схемы обмена цемента. Как видите, хотя в тексте хадиса цемент упомянут не был, однако с помощью аль-кыяса решение об обмене цемента одной марки на цемент другой марки удалось найти. Приведем другой пример, включающий все четыре основы аль-кыяса. Всевышний в пятидесятом аяте суры "Трапеза" говорит о запрете вина. Ученые, рассмотрев все аяты и хадисы, касающиеся вина и запрета на его употребление, пришли к общему мнению, (аль-иджма), что вино запрещено ввиду его опьяняющих качеств. Здесь мы видим три основы запрета: текст (Корана), закон (запрет), смысл (опьяняющее качество). Но возникает вопрос: а как, например, быть с шампанским, не существовавшим во времена ниспослания Корана, запрещено ли оно? Мы говорим: "Оно опьяняет- значит запрещено". Поскольку четвертая основа аль-кыяса - это новая ситуация (предмет), и именно такой ситуацией (предметом) в данном случае является шампанское, которого не было во времена Пророка. Итак, мы видим немногие из сотен примеров, которые разъясняют нам, каким образом развивается исламское законодательство, способное решать любые вопросы и давать правовую оценку для любой ситуации, при этом оставляя разуму свободу суждения в рамках божественных текстов Шариата. Но следует понимать, что само по себе сравнение текстуального закона и текстуально не отраженной фактической ситуации, основанное на смысловой аналогии, дело непростое. И пусть легкие примеры и слишком обобщенное разъяснение ни у кого не рождают иллюзий, поскольку универсальную применимость и гибкость Шариата обеспечивают и другие дедуктивные и аналитические схемы. Кроме упомянутых здесь законов Корана или Сунны, единого мнения ученых-правоведов (аль-иджма) и суждения по аналогии (аль-кыяса) есть и другие механизмы законодательной деятельности, и о них мы поговорим в следующий раз.
Источник: http://community.livejournal.com/ansari_shariata/2876.html |