"Шафиитский имам, кады Абу Шуджаа, рахимахуллАх, пишет в знаменитом метне по шафиитскому фикху "ал-гаятуль ва такрииб" (глава "Разьяснение вопроса очищения шкуры мертвечины путем дубления"): "Шкура всех видов мертвых животных ("майтата" (мертвeчина) - животное забитое не по Шариату в случае, если мясо его разрешено употреблять в пищу, а также животное чье мясо не разрешатся в пищу, ибо в любом случае "аз-закат" (шариатское забитие) не делает мясо такого животного "халяльным") - очищается путем дубления (ад-дибааг), исключая шкуру собаки и свиньи, или того, что родилось от них, или что родилось от случки между одним из них и каким-либо чистым животным (например, после случки между собакой и волком или между свиньей и коровoй); и кости мертвечины (майтата), а также волос ее - "надажаса", кроме человека." Сказал шейх-мухаддис Нуруддин Итр, хафизахуллАх: "Мнение имамов Абу Ханифы и Шафии, да будет доволен ими обоими Аллах, заключается в том, что дубление делает кожу всякой мертвечины чистой (очищает кожу, как снаружи, так и снутри), ибо общий смысл хадисов указывающий на очищение шкуры "майтаты" посредством дубления, охватывает кожу всех мертвых животных, являясь абсолютным в утверждении чистоты подвергшейся дублению шкуры (как снутри ее, так и снаружи). С этой позицией Абу Ханифы и Шафии согласилась большая группа исламских ученых. Однако факыхи-ханафиты исключили из кож умерших животных (ставших чистыми через процесс дубления) кожу свиньи и добавили шафииты к ней кожу собаки (как видно это из вышеприведенных слов Кады Абу Шуджаа, рахимахуллАх). Причина этого в том, что свинья (как и собака, согласно мнению ученых мазхаба Шафии) является "наджасой" при жизни, согласно словам Всевышнего Аллаха: "...или мясо свиньи; поистине, оно - мерзость..." ...("иалямуль анам шарху булюгуль марам" шейх Нуруддин Итр, хафизахуллАх). Эта группа ученых утверждающих, что шкура мертвечины становится чистой после процесса дубления, опирается в своем "иджтихаде" на следующие доказательства из Сунны: Хадис, передаваемый от Абдуллаха ибн Аббаса, радиа ллАху анхума, который сказал: "Сказал Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям: "Если подверглась кожа (аль-игааб) дублению, то становится она чистой" (привел имам Муслим, рахимахуллАх). Хадис, передаваемый от Салямы ибн Мухаббик, радиа ллАху анху, который произнес: "Сказал Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям: ""аз-Закату" (забитие по Шариату) кожи (имеется в виду очищение шкуры после дубления) - дубление ее." (привели Ахмад, Абу Дауд, ан-Насаи, ибн Хиббан, Хаким (двое последних сделали этот хадис "сахихом"). Хадис, передаваемый от Маймуны бинт ал-Харис (мать правоверных), радиа ллАху анха, которая сказала: "Однажды проходил Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва салям, мимо группы "сахаба" волокших тушу мертвого барана. Сказал Пророк, салла ллАху алейхи ва саллям, обращаясь к ним: "Если бы вы взяли шкуру его для себя?" На что отвечали они: "Поистине баран этот - мертвечина." Сказал Посланник Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям: "Очистит шкуру его вода и "караз" (листья этого дерева используют при дублении. Сказали также, что это скорлупа каштана). (привели имамы Абу Дауд и ан-Насаи, да будет доволен ими обоими Аллах). Что же касается имамов Малика и Ахмада, да будет доволен ими Аллах, то они вошли в противоречие с нижеприведенным мазхабом (ханафия, шафиия), высказав мнение, что дубление не делает кожу мертвого животного чистой (будь оно из тех видов животных, мясо которых является "халялем" или из тех животных, чье мясо нельзя употреблять в пищу). Основанием для такой позиции служит у них хадис АбдуллАха ибн Укайма, радиа ллАху анху, который сказал: "Дошло до нас послание Посланника Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям, составленное им незадолго до смерти его, в котором говорилось: "...чтобы не использовали вы мертвичину, как кожу его, так и сухожилия." (привели Абу Дауд, ат-Тирмизи (который сделал этот хадис "хасаном"), ибн Маджа, ан-Насаи). На счет же хадисов указывающих на очищение дублением кожи мертвечины, то эти ученые сказали что они аннулированы (мансууха) данным хадисом АбдуллАха ибн Укайма, радиа ллАху анху, "хукм" которого последовал после "хукма" этих хадисов, примерно, за месяц до смерти Пророка, салла ллАху алейхи ва саллям, согласно одной из передач имама Ахмада и Абу Дауда и "за месяц или два месяца" согласно другой "ривае". Однако факыхи, высказавшиеся за очищение шкуры мертвечины посредством дубления, оспорили действительность и законность "насха" (аннулирование)в данном случае. Ибо для того чтобы "насх" считался действительным необходимо наличие следующих трех условий: 1.Отсутствие возможности использования двух противодействующих с точки зрения смысла "нассов" (указывающих на тот или иной "хукм"). 2.Отсутствие возможности провести "тарджиих" ("ат-тарджиих" - предпочтение одного далиля над другим (в процессе "иджтихада"), в виду силы одного из них (на взгляд "муджтахида") перед другим), так как оба "далиле" равны по силе. 3.Необходимость наличия точного знания, что "насиих" (аннулирующий "хукм")последовал за "мансуухом" (аннулируемый "хукм"). Отсюда следует, что если хотя бы одно из этих условий будет нарушено - "насх" не может быть осуществлен (или не будет являтся действительным), что и имеет иместо в хадисе Абдуллаха ибн Укайма, в котором (согласно мнению улема) нарушены условия возможности "насха". В частности шейх-мухаддис Нуруддин Итар, хафизахуллах, перечисляет следующие причины делающие "насх" хадисом Абдуллаха ибн Укайма, радиа ллаху анху, недействительным: 1. Данный хадис был отнесен группой мухаддисам к слабым сообщениям по причине наличия прерывности в "иснаде" его. 2.Этот хадис,даже если закрыть глаза на слабость его, не может устоять перед силой хадисов, указывающих на очищение кожи мертвого животного путем дубления, считающихся одними из самых достоверных хадисов, и на достоверности которых сошлись имамы Бухари и Муслим, да будет доволен ими Аллах. Не говоря уже о том,что число этих "сахих-хадисов" достигло 15-ти. В виду такого положения дел хадис Абдуллаха ибн Укайма не может быть "наасихом" из-за своей слабости по отношению к хадисам указывающим на возможность очищения кожи через дубление. 3.Представляется возможным согласовать смысл хадиса ибн Укаймы со смыслом вышеприведенных достоверных сообщений, если отнести "кожу" (ал-игааб) упоминающуюся в словах Посланника Аллаха, салла ллаху алейхи ва саллям: "...чтобы не использовали вы мертвечину, как кожу его, так и сухожилия..." к состоянию до процесса дубления, при котором кожа, нет сомнения в этом,является нечистой. После же процесса дубления (согласно указанию 15-ти достоверных хадисов), шкура мертвечины становится чистой... Однако необходимо отметить,что в мазхабе имама Малика, рахимахуллАх, имеется детализация этого вопроса (того, что кожа мертвечины не становится чистой после дубления). Приведем,как иллюстрацию, слова крупного маликитского алима, имама Усмана ибн Хуснайна аль-Джуали Малики, рахимахуллАх. В книге "Сираджус салик шарху асхали масалик" он говорит: "Шариат сделал уступку в том, что касается дозволенности использования шкуры после дубления ее для переноса и хранения в ней сухих продуктов и воды. Поэтому разрешается переносить в такой шкуре зерна, муку, сухой хлеб, воду по причине наличия в этих продуктах свойств (или силы) отталкивающих от себя "наджасу". И нельзя ложить в дубленую кожу масло, жир, а также сырое тесто. Далее не распространяется это разрешение Шариата на использование свиной кож, даже если подверглась она процессу дубления. Что же касается слов Посланника Аллаха, салла ллАху алейхи ва саллям: "Какая бы из кож не была подвергнута дублению - будет от этого чистой", то оносятся они к чистоте понимаемой с точки зрения языка, а не с точки зрения шариатского смысла, вкладываемого в слово "ат-тахара" (чистота), которая распространяется на все виды кож, исключая кожу свиньи(т.е. это чистота кожи в ее языковом значении распространяется только на воду и сухие продукты, когда разрешается использовать дубленую шкуру (кроме свиной) для хранения и переноса этих вещей, даже если хукм "наджасы" (с точки зрения шариатского значения) продолжает наличествовать в дубленой шкуре. Так, например, "ат-таяммум" не устраняет "хадас" (малое осквернение или большое осквернение), но совершается с "ниятом" на разрешение совершения одного "фарда-салята" (так у маликитов и шафиитов. У ханафитов "ат-таяммум" устраняет сам "хадас", поэтому согласно этому мазхабу можно совершать сколько угодно "фард-салятов" с одним "таяммумом"). И не распространяется эта чистота дубленой кожи на прочие жидкие продукты (как, например, масло и жир), а также на совершение намаза ("салят" в дубленой коже и на коже не считается у маликитов действительным. Правда одна из передач от имама Малика, рахимахуллАх, указывает на то, что дубление очищает только внешнюю сторону кожи. Поэтому разрешается совершение намаза на дубленой коже, но не в ней). Что же касается дубленой шкуры осла, коня и мула, то имам Малик, рахимахуллАх, не высказал здесь свою позицию (в виду противодействия далилей). В то время как некоторые из поздних маликитских ученых склонились ко мнению, что дубленая кожа упомянутых животных - чиста и разрешается использовать ее для хранения и переноса жидких продуктов (таких как мед и масло), как "салят" совершенный в одежде из такой кожи считается действительным..." В заключении (для более полного понимания и пользы) приведем слова имама Джалалуддина ас-Суюты, рахимахуллАх, перечислевшего все известные мазхабы высказавшие свою позицию относительно очищения кожи мертвечины через дубление. На стр.13 "ал-хави лиль фетва" этот шафиитский имам говорит: "У ученых относительно кожи "майтата" имеются 7 основных мазхабов: 1. Кожа мертвечины не очищается дублением.Передают этот мазхаб от Умара ибн Хаттаба, сына его, Аиши, имама Ахмада (это самая известная "ривая" от него), имама Малика (согласно одной из передач), да будет доволен ими всеми Аллах. 2. Очищается дублением только кожа животных, мясо которых разрешается употреблять в пищу. И это мазхаб имамов ал-Авзаи, ибн Мубарака, Абу Саура, Исхака ибн Рахавия, а также передается это мнение в передаче Ашхаба от имама Малика. 3. Очищается дублением всякая кожа мертвечины, исключая шкуру собаки и свиньи, а также того, что родилось от них или от одного из них и другого чистого животного. Это мазхаб имамов Шафии,Али ибн Аби Талиба ,ибн Масууда, да будет доволен ими всеми Аллах. 4. Очищается через дубление любая кожа кроме кожи свиньи. Это мазхаб имама Абу Ханифы, радиа ллАху анху, а также "ривая" от имама Малика,переданная аль-Коттаном. 5. Очищается посредством дубления абсолютно любая кожа мертвечины, даже если это кожа свиньи и собаки. Правда дубление, согласно этому мазхабу, очищает только внешнюю сторону кожи. Отсюда разрешается использовать ее (для хранения и переноса) только сухих продуктов, как разрешается "салят" на ней, но не в одежде из этой кожи. Таков мазхаб имама Малика, рахимахуллАх, в передаче наших соратников (шафиитов) (однако, правильное мнение - недозволенность использования шкуры свиньи даже после дубления). 6. Очищается дублением абсолютно всякая шкура (снаружи и снутри), включая кожу собаки и свиньи. Это мнение высказали Дауд, "ахлю Захир", имам Абу Юсуф (в передаче имама ал-Маварди) и Сахнун из маликитов (в передаче других алимов). 7. Можно получать пользу от кожи мертвечины, даже если она не прошла процесс дубления, а также использовать ее (для хранения и переноса), как сухих, так и жидких и полужидких продуктов.Этот мазхаб передают от имама аз-Зухри, рахимахуллАх.
Источник: http://community.livejournal.com/ansari_shariata/38556.html |